Титульный лист
Предисловие
1. Кампания по связям с общественностью: определение понятия
2. Организационная и материально-техническая база проведения кампаний по связям с общественностью
3. Подготовительный этап кампании по связям с общественностью
4. Этап планирования
5. Проблема составления бюджета кампании по связям с общественностью
6. Реализация кампаний по связям с общественностью: проблемы организации специальных событий и коммуникации
7. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета
8. Общее и особенное в проведении рекламных и PR-кампаний: сравнительный анализ
9. Особенности организации и реализации кампаний по связям с общественностью в различных сферах общественной жизни
Приложение 1. Типовая структура плана кампании по связям с общественностью
Приложение 2. Примерные темы курсовых и дипломных работ
Глоссарий
Литература

В квадратных скобках указаны страницы печатного издания


Подробнее об авторе: http://bykov.socionet.ru
http://www.bykov404.info



Быков И.А., 2003, Copyrights
При использовании материалов сайта ссылка обязательна


Получить одним файлом pr_campaign.zip



Рейтинг@Mail.ru

ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ PR-КАМПАНИЙ

Специалисты по связям с общественностью обычно имеют дело с информационной средой, являющейся своего рода виртуальной реальностью, и поэтому склонны недооценивать значение материальных факторов. Однако PR-кампании проводятся не абстрактными силами, а соответствующими организациями, имеющими солидную техническую оснащенность. Существует несколько форм организации работы в деятельности по связям с общественностью.1

Первая самая простая форма – это наличие в фирме или организации отдельного сотрудника, ответственного за осуществление деятельности по связям с общественностью. PR вообще довольно затратное мероприятие, при том что эффект от него не всегда может оказаться значительным и сиюминутным. Поэтому большинство мелких и средних фирм ограничиваются минимальными вложениями в создание благоприятной внешней среды. В России и вообще в странах постсоветского пространства в качестве половинчатой меры большое распространение получила практика совмещения функций PR-специалиста с функциями смежных с PR областей (рекламы, маркетинга, пресс-службы и т.п.). Разумеется, никакая кампания по связям с общественностью не может быть осуществлена силами одного, пусть даже самого квалифицированного сотрудника.

Вторая организационная форма деятельности по связям с общественностью сводится к привлечению внешних консультантов, которые являются крупными специалистами в той или иной области. Практика привлечения консультантов особенно из научных кругов очень распространена на Западе. К сожалению, как и в случае с отдельным сотрудником сторонний консультант без группы помощников не способен провести PR-кампанию. Однако привлечение консультантов к работе над PR-кампанией, как и над единичными мероприятиями, стало очень распространенным явлением.

Задачу организации и проведения кампании по связям с общественностью способно решить PR-агентство, выступающее третьей формой организации работы по связям с общественностью. Агентство по связям с общественностью – это полностью юридически и финансово независимая организация, являющаяся субъектом предпринимательской деятельности.2 «Начиная с 80-х годов многие «PR-агентства» поменяли свои названия на «PR-фирмы».3 Это изменение отражает стремление коммерческих организаций по связям с общественностью

1. См., подробнее: Моисеев В.А. Указ. соч. С. 257-268.

2. Моисеев В.А. Указ. соч. С. 265.

3. Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Указ. соч. С. 110.

[9]

расширить круг своих услуг. Размах деятельности консалтинговых PR-фирм на Западе очень внушителен. Только в США и Великобритании их насчитывается более 2300.1 При этом нужно учитывать, что большинство из них являются филиалами рекламных агентств. Так, например, «самое крупное PR-агентство в мире, Burson-Marsteller, принадлежит рекламному агентству Young & Rubicam» (см. подробнее табл. 2).2

Таблица 2. 10 крупнейших PR-фирм по справочнику «O’Dwyer’s», 1999 г.3
Фирма (в скобках – материнское рекламное агентство)Чистая оплата услуг (тыс. долл.)Число сотрудниковИзменение по сравнению с 1998 г., %
1Burson-Marsteller (Young & Rubicam)2746312000+6,3
2Hill & Knowlton (WPP Group)2433001570+18,1
3Shandwick International (Interpublic)2402032054+41,1
4Porter Novelli (Omnicom)2148952483+17,4
5Fleishman-Hillard (Omnicom)2134451563+32,8
6Edelman PR Worldwide1860371692+17,9
7Ketchum (Omnicom)1497691204+19,6
8BSMG Worldwide (True North)144683858+21,6
9Ogilvy PR (WPP Group)1250051100+58,8
10GCI Group/APCO Assocs. (Grey)112731900+41,5

В современной России деятельность PR-агентств получила очень широкое распространение. Первые отечественные агентства по связям с общественностью появились в начале девяностых годов, когда особенно выгодным полем деятельности являлась политическая сфера. Именно поэтому ведущие PR-фирмы современной России связаны с областью политических технологий и проведением избирательных кампаний.

Особая роль политических технологий в становлении рынка консалтинговых услуг очень четко видна при анализе рейтингов российских PR-агентств. Российский подход при составлении рейтингов серьезно отличается от международной практики тем, что они разбиты на две части: первая посвящена политическим PR-технологиям, а вторая – корпоративным связям с общественностью. На Западе основным полем деятельности для PR-фирм является сфера бизнеса, а рейтинги объединяют все сферы применения PR-технологий.

1. Там же, С. 110.

2. Сайтэл Ф.П. Современные паблик рилейшнз. М., 2002. С. 220.

3. Сайтэл Ф.П. Указ. соч., С. 221.

[10]

Более того, российские рейтинги имеют целый ряд методологических недостатков.1 Они составлялись с применением таких социологических методов как анкетирование руководителей и экспертный опрос. К сожалению, как отмечают организаторы рейтинга, в современной России практически не возможно объективно оценить финансовые показатели деятельности PR-агентств, поскольку большинство из них стремятся скрыть свои истинные доходы. В российских рейтингах, к сожалению, так же существует проблема неадекватной оценки деятельности региональных PR-агентств.

Тем не менее, регулярное составление и постепенное улучшение качества рейтингов является признаком развития рынка PR-услуг в России. Согласно третьему рейтингу, типичное российское агентство представляет собой коммерческую структуру с небольшим количеством постоянных сотрудников (11-30 человек) и занимающее небольшой офис (100-200 кв. м.). В 2001 году первые десять позиций в разделе «Политическое консультирование и выборные технологии» распределились следующим образом: Фонд Эффективной политики, КГ «ИМИДЖ-Контакт», ЦПК «Никколо М», Фонд «Политика», «Р.И.М.», Центр Политических Технологий, ЦКТ «PRОПАГАНДА», «ИМА-Консалтинг», PR-center, «Международный пресс-клуб». Среди участников раздела «Бизнес-PR» лидеры определились в следующем порядке: «Михайлов и партнеры», «Имиджленд Edelman PR», «Р.И.М.», «Максима», Фонд Эффективной политики, «Никколо М», «Маслов, Сокур и Партнеры», «ИМИДЖ-Контакт», «НОВОКОМ», «Международный пресс-клуб».2

Четвертая форма организации PR-кампании – это отдел по связям с общественностью внутри фирмы или, так называемое, «домашнее агентство» (англ. – home agency). Создание и поддержание работы целого отдела по связям с общественностью с большим количеством постоянных и временных работников по силам только достаточно крупной и финансово устойчивой организации. Так, по данным И.Я. Крылова «из 500 крупнейших компаний из списка Fortune-500, специализированное PR-подразделение имели 439. В США сегодня насчитывают 5400 PR-подразделений компаний и фирм».3 Как и консалтинговая PR-фирма корпоративный отдел по связям с общественностью способен организовать и провести кампанию по связям с общественностью. Поэтому существует проблема выбора, в каком случае предпочтение следует отдавать внутреннему отделу, а в каком PR-агентству? С. Блэк выделил четыре преимущества, использования PR-агентств:

1. Экспертное исследование «Третий рейтинг российских PR-агентств» // Советник, № 9, 2002.

2. Там же, С. 8.

3. Крылов И.Я. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. М., 1998. С. 55.

[11]

- плата за услуги непосредственно связана с объемом этих услуг, и смету можно ежегодно пересматривать;
- сотрудники, выполняя заказы множества различных клиентов в разных областях PR, накапливают, благодаря этому, значительный опыт;
- руководители консультационных агентств независимы и могут, поэтому дать непредвзятый и объективный совет. К советам посторонних специалистов прислушиваются, как правило, более внимательно, чем к столь же качественным советам своего штатного консультанта;
- если вас не устраивает работа агентства, всегда можно прервать контракт после соответствующего предупреждения.1

К недостаткам PR-агентств С. Блэк отнес следующие моменты:
- посторонняя фирма может не иметь достаточной информации о политике и повседневной деятельности организации, и ее придется посвящать в каждую деталь структуры и разъяснять суть каждого намеченного мероприятия;
- возможно и непостоянство обслуживания, поскольку штат консалтинговых фирм более предрасположен к текучести, чем собственные сотрудники;
- запросы средств массовой информации различной сложности придется передавать высшим руководящим сотрудникам фирмы, что отрицательно скажется на оперативности ответа.2

При выборе непосредственного исполнителя кампании по связям с общественностью, по мнению С. Блэка, нужно учитывать, что «для проведения непрерывных PR-кампаний лучше иметь собственную службу».3 Если же организация проводит широкомасштабную PR-кампанию впервые или на совершенно незнакомом рынке, то, наверное, было бы предпочтительнее обратиться за помощью к агентству, которое уже давно работает в этой области. Таким образом, выбор между PR-агентством и собственной службой зависит от многих факторов: размеров организации, характера намеченной кампании и т.п. Кроме того, очевидно, что возможно проведение кампаний по связям с общественностью совместными усилиями PR-фирмы и корпоративного отдела.

Кроме организационной формы проведения кампаний по связям с общественностью необходимо учитывать и материально-техническую оснащенность отдела по связям с общественностью или PR-агентства. Рабочее место специалиста по связям с общественностью должно быть оборудовано современной офисной мебелью и оргтехникой. Каждый специалист обязан иметь в распоряжении телефон и компьютер, подключенный к Интернету. О том, какие полезные канцелярские мелочи

1. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. М., 1990. С. 35.

2. Там же, С. 35.

3. Там же, С. 36.

[12]

должны находится в распоряжении специалиста по связям с общественностью хорошо написано у Д. Доти, которая посвятила этому целую главу своей книги.1 Еще в 1990 году она писала: «всего через несколько лет без компьютеров не сможет существовать ни одна организация, какой бы небольшой она ни была».2 Сегодня истинность этих слов стала очевидной даже в России.

В офисе агентства или отдела по связям с общественностью следует иметь такие орудия труда как лазерный принтер, ксерокс, сканер, фотоаппарат, видеокамеру, видеомагнитофон, диктофон, проектор и т.п. Более того, наиболее эффективным способом объединения ресурсов организации является объединение компьютеров в локальную сеть. Наличие в офисе большого количества современной техники требует технического обслуживания. Поэтому крайне желательно иметь технического специалиста, способного обслуживать всю оргтехнику.

В последнее время приходится учитывать все более широкое распространение средств мобильной связи и предусматривать оплату их использования в служебных целях. То же самое касается и оплаты доступа к всемирной сети Интернет с домашнего компьютера. Иногда организации имеет смысл оплачивать мобильную связь и доступ в Интернет. Однако следует оговориться, что наличие даже самой современной компьютерной и офисной техники может оказаться совершенно пустой тратой денег, если сотрудники по той или иной причине не умеют или не хотят ей пользоваться.

1. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996. С. 83-100.

2. Там же, С. 86.

[13]


<<< Глава 1 : Назад | Вперед : Глава 3 >>>