Титульный лист
Предисловие 1. Кампания по связям с общественностью: определение понятия 2. Организационная и материально-техническая база проведения кампаний по связям с общественностью 3. Подготовительный этап кампании по связям с общественностью 4. Этап планирования 5. Проблема составления бюджета кампании по связям с общественностью 6. Реализация кампаний по связям с общественностью: проблемы организации специальных событий и коммуникации 7. Заключительный этап: оценка эффективности и составление отчета 8. Общее и особенное в проведении рекламных и PR-кампаний: сравнительный анализ 9. Особенности организации и реализации кампаний по связям с общественностью в различных сферах общественной жизни Приложение 1. Типовая структура плана кампании по связям с общественностью Приложение 2. Примерные темы курсовых и дипломных работ Глоссарий Литература В квадратных скобках указаны страницы печатного издания
Подробнее об авторе: http://bykov.socionet.ru
Быков И.А., 2003, Copyrights
Получить одним файлом pr_campaign.zip |
ГЛАВА 2.
|
№ | Фирма (в скобках – материнское рекламное агентство) | Чистая оплата услуг (тыс. долл.) | Число сотрудников | Изменение по сравнению с 1998 г., % |
1 | Burson-Marsteller (Young & Rubicam) | 274631 | 2000 | +6,3 |
2 | Hill & Knowlton (WPP Group) | 243300 | 1570 | +18,1 |
3 | Shandwick International (Interpublic) | 240203 | 2054 | +41,1 |
4 | Porter Novelli (Omnicom) | 214895 | 2483 | +17,4 |
5 | Fleishman-Hillard (Omnicom) | 213445 | 1563 | +32,8 |
6 | Edelman PR Worldwide | 186037 | 1692 | +17,9 |
7 | Ketchum (Omnicom) | 149769 | 1204 | +19,6 |
8 | BSMG Worldwide (True North) | 144683 | 858 | +21,6 |
9 | Ogilvy PR (WPP Group) | 125005 | 1100 | +58,8 |
10 | GCI Group/APCO Assocs. (Grey) | 112731 | 900 | +41,5 |
В современной России деятельность PR-агентств получила очень широкое распространение. Первые отечественные агентства по связям с общественностью появились в начале девяностых годов, когда особенно выгодным полем деятельности являлась политическая сфера. Именно поэтому ведущие PR-фирмы современной России связаны с областью политических технологий и проведением избирательных кампаний.
Особая роль политических технологий в становлении рынка консалтинговых услуг очень четко видна при анализе рейтингов российских PR-агентств. Российский подход при составлении рейтингов серьезно отличается от международной практики тем, что они разбиты на две части: первая посвящена политическим PR-технологиям, а вторая – корпоративным связям с общественностью. На Западе основным полем деятельности для PR-фирм является сфера бизнеса, а рейтинги объединяют все сферы применения PR-технологий.
1. Там же, С. 110.
2. Сайтэл Ф.П. Современные паблик рилейшнз. М., 2002. С. 220.
3. Сайтэл Ф.П. Указ. соч., С. 221.
[10]
Более того, российские рейтинги имеют целый ряд методологических недостатков.1 Они составлялись с применением таких социологических методов как анкетирование руководителей и экспертный опрос. К сожалению, как отмечают организаторы рейтинга, в современной России практически не возможно объективно оценить финансовые показатели деятельности PR-агентств, поскольку большинство из них стремятся скрыть свои истинные доходы. В российских рейтингах, к сожалению, так же существует проблема неадекватной оценки деятельности региональных PR-агентств.
Тем не менее, регулярное составление и постепенное улучшение качества рейтингов является признаком развития рынка PR-услуг в России. Согласно третьему рейтингу, типичное российское агентство представляет собой коммерческую структуру с небольшим количеством постоянных сотрудников (11-30 человек) и занимающее небольшой офис (100-200 кв. м.). В 2001 году первые десять позиций в разделе «Политическое консультирование и выборные технологии» распределились следующим образом: Фонд Эффективной политики, КГ «ИМИДЖ-Контакт», ЦПК «Никколо М», Фонд «Политика», «Р.И.М.», Центр Политических Технологий, ЦКТ «PRОПАГАНДА», «ИМА-Консалтинг», PR-center, «Международный пресс-клуб». Среди участников раздела «Бизнес-PR» лидеры определились в следующем порядке: «Михайлов и партнеры», «Имиджленд Edelman PR», «Р.И.М.», «Максима», Фонд Эффективной политики, «Никколо М», «Маслов, Сокур и Партнеры», «ИМИДЖ-Контакт», «НОВОКОМ», «Международный пресс-клуб».2
Четвертая форма организации PR-кампании – это отдел по связям с общественностью внутри фирмы или, так называемое, «домашнее агентство» (англ. – home agency). Создание и поддержание работы целого отдела по связям с общественностью с большим количеством постоянных и временных работников по силам только достаточно крупной и финансово устойчивой организации. Так, по данным И.Я. Крылова «из 500 крупнейших компаний из списка Fortune-500, специализированное PR-подразделение имели 439. В США сегодня насчитывают 5400 PR-подразделений компаний и фирм».3 Как и консалтинговая PR-фирма корпоративный отдел по связям с общественностью способен организовать и провести кампанию по связям с общественностью. Поэтому существует проблема выбора, в каком случае предпочтение следует отдавать внутреннему отделу, а в каком PR-агентству? С. Блэк выделил четыре преимущества, использования PR-агентств:
1. Экспертное исследование «Третий рейтинг российских PR-агентств» // Советник, № 9, 2002.
2. Там же, С. 8.
3. Крылов И.Я. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. М., 1998. С. 55.
[11]
- плата за услуги непосредственно связана с объемом этих услуг, и смету можно ежегодно пересматривать;
- сотрудники, выполняя заказы множества различных клиентов в разных областях PR, накапливают, благодаря этому, значительный опыт;
- руководители консультационных агентств независимы и могут, поэтому дать непредвзятый и объективный совет. К советам посторонних специалистов прислушиваются, как правило, более внимательно, чем к столь же качественным советам своего штатного консультанта;
- если вас не устраивает работа агентства, всегда можно прервать контракт после соответствующего предупреждения.1
К недостаткам PR-агентств С. Блэк отнес следующие моменты:
- посторонняя фирма может не иметь достаточной информации о политике и повседневной деятельности организации, и ее придется посвящать в каждую деталь структуры и разъяснять суть каждого намеченного мероприятия;
- возможно и непостоянство обслуживания, поскольку штат консалтинговых фирм более предрасположен к текучести, чем собственные сотрудники;
- запросы средств массовой информации различной сложности придется передавать высшим руководящим сотрудникам фирмы, что отрицательно скажется на оперативности ответа.2
При выборе непосредственного исполнителя кампании по связям с общественностью, по мнению С. Блэка, нужно учитывать, что «для проведения непрерывных PR-кампаний лучше иметь собственную службу».3 Если же организация проводит широкомасштабную PR-кампанию впервые или на совершенно незнакомом рынке, то, наверное, было бы предпочтительнее обратиться за помощью к агентству, которое уже давно работает в этой области. Таким образом, выбор между PR-агентством и собственной службой зависит от многих факторов: размеров организации, характера намеченной кампании и т.п. Кроме того, очевидно, что возможно проведение кампаний по связям с общественностью совместными усилиями PR-фирмы и корпоративного отдела.
Кроме организационной формы проведения кампаний по связям с общественностью необходимо учитывать и материально-техническую оснащенность отдела по связям с общественностью или PR-агентства. Рабочее место специалиста по связям с общественностью должно быть оборудовано современной офисной мебелью и оргтехникой. Каждый специалист обязан иметь в распоряжении телефон и компьютер, подключенный к Интернету. О том, какие полезные канцелярские мелочи
1. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. М., 1990. С. 35.
2. Там же, С. 35.
3. Там же, С. 36.
[12]
должны находится в распоряжении специалиста по связям с общественностью хорошо написано у Д. Доти, которая посвятила этому целую главу своей книги.1 Еще в 1990 году она писала: «всего через несколько лет без компьютеров не сможет существовать ни одна организация, какой бы небольшой она ни была».2 Сегодня истинность этих слов стала очевидной даже в России.
В офисе агентства или отдела по связям с общественностью следует иметь такие орудия труда как лазерный принтер, ксерокс, сканер, фотоаппарат, видеокамеру, видеомагнитофон, диктофон, проектор и т.п. Более того, наиболее эффективным способом объединения ресурсов организации является объединение компьютеров в локальную сеть. Наличие в офисе большого количества современной техники требует технического обслуживания. Поэтому крайне желательно иметь технического специалиста, способного обслуживать всю оргтехнику.
В последнее время приходится учитывать все более широкое распространение средств мобильной связи и предусматривать оплату их использования в служебных целях. То же самое касается и оплаты доступа к всемирной сети Интернет с домашнего компьютера. Иногда организации имеет смысл оплачивать мобильную связь и доступ в Интернет. Однако следует оговориться, что наличие даже самой современной компьютерной и офисной техники может оказаться совершенно пустой тратой денег, если сотрудники по той или иной причине не умеют или не хотят ей пользоваться.
1. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996. С. 83-100.
2. Там же, С. 86.
[13]